В новом выпуске журнала "Социальная психология и общество" на портале PsyJournals.ru опубликованы результаты исследования кандидата психологических наук, Юшачковой Татьяны Борисовны, на тему взаимопонимания и умения прощать. Помимо широкого изучения данной проблемы, автор рассматривает ее через призму личных взаимоотношений студентов.

Статья посвящена проблеме взаимосвязи ценностных ориентаций и понимания людьми друг друга. Содержит результаты исследования связи ценности для студентов умения прощать других людей со способностью понимать другого человека. Анализ этой способности осуществлялся автором по трем параметрам: точность прогнозирования развития ситуации межличностного взаимодействия; понимание состояния другого человека по его невербальному поведению; оценка субъектом своей способности к пониманию других людей. Использовался комплекс методических средств, включающий опросники и полупроективные методики. Выборка составила 73 человека.

На основании полученных данных сделаны выводы о том, что большую часть студентов отличает средняя степень значимости умения прощать и невысокий уровень развития способности к пониманию других людей. Установлено, что ценность умения прощать у студентов может сочетаться с различными показателями успешности в понимании других людей.

Понимание людьми друг друга по праву может быть отнесено к числу базовых проблем психологической науки и практики, имеющих давние традиции изучения как у нас в стране, так и за рубежом.

В исследованиях, проведенных учеными, были получены данные о закономерностях межличностного понимания, факторах, влияющих на него, сопровождающих эффектах и имеющихся различиях. На сегодняшний день проблемное поле психологии межличностного понимания заметно расширилось новыми, ранее не изученными аспектами феномена.

В центре внимания статьи — исследование межличностного понимания во взаимосвязи с ценностью для человека умения прощать других людей. В психологии сложились различные подходы к изучению понимания, среди них: познавательный и экзистенциальный, общепсихологический и социально-психологический. В рамках познавательной исследовательской установки понимание употребляется двояко: в широком смысле как характеристика интеллектуальной деятельности человека, которая является обязательным атрибутом любого уровня познания и общения, и в узком смысле — как компонент только мышления — обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств и связей между предметами и явлениями.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия.

Источник: psypress.ru

Подробнее на сайте psyo.su