Коронавирус произвел ажиотаж, подобный которому был в конце прошлого века, когда обнаружилась ВИЧ-инфекция. Все больше и больше людей прячутся в собственных квартирах, боясь выйти даже в магазин. Практически все места большого скопления народа закрыты (театры, кинотеатры, рестораны, торгово-развлекательные центры). В последние дни идет активная агитация, чтобы закрыли также и храмы. Но ведь именно сейчас идут самые важные богослужения, впереди Чистый Четверг, Пасха, Красная горка. Как же быть верующим людям, для которых церковь — единственная отдушина в это непростое время?
Трудно описать то чувство, которое охватывает при обращении Патриарха Кирилла. Во-первых, ничего конкретного сказано не было (то действуют храмы, то не действуют, то открыты, но прихожан не пускают). Во-вторых, онлайн-трансляции — это, конечно, хорошо, но они допустимы только для по-настоящему немощных, например, для очень пожилых людей или лежачих больных. К тому же самое важное таинство — Причащение — невозможно заменить телевизором. Да, можно послушать, например, чтение канона или акафиста, но присутствовать онлайн на литургии — это что-то из ряда вон выходящее. Неужели скоро и грехи будут отпускаться посредством онлайн-просмотров?
В разных городах России и других стран, где есть православные церкви, отношение к словам главы РПЦ разнится. Где-то храмы действительно закрыты, вернее, службы в них совершаются, но без прихожан. Возникает вполне естественный вопрос - а для кого тогда служат, если не для людей? Какой вообще смысл в совершении Евхаристии, если нет ее участников?
Счастливы те приходы, в которых богослужения совершаются своим ходом, несмотря ни на что. Да, ряды прихожан заметно поредели, зато, по словам многих священников, к исповеди и причастию приступает практически весь храм. Нет так называемых "захожан", приходят только действительно верующие христиане. Каким же должно быть правильное отношение священнослужителей и простых людей к карантину?
1. Соблюдать меры предосторожности. Это, к счастью, понимают все, поэтому в православных храмах все спокойно реагируют на обработку спиртом лжицы (ложки для Причащения) после каждого причастника, на самостоятельное вытирание губ после Таинства (обычно выдаются салфетки), на одноразовые стаканы с запивкой и даже на запрет прикладываться ко кресту после службы. Некоторые люди стоят в специальных масках и на некотором расстоянии друг от друга.
2. Не бояться. Если посмотреть на эту проблему с другой стороны, то заболеть и умереть можно от чего угодно. Строго говоря, все люди смертны. Закрываться в доме и отгораживаться от мира весьма неразумно. Не стоит отказываться от посещения храма только из-за карантина. Разумеется, это относится исключительно к верующим людям, привыкшим регулярно ходить на службы.
3. Не храбриться. Это другая точка зрения, противоположная. Человек как бы кичится своей верой и тем, что с ним ничего не случится. Это тоже глупо, потому что коронавирусом уже заболели несколько священников. То есть инфекция существует и отрицать это бессмысленно.
Таким образом, православные люди по своей физиологии ничем не отличаются от католиков, мусульман или атеистов. Они могут точно так же заразиться и заболеть. Но главное, что выделяет их — это вера в соединении с разумом. Они придерживаются той самой золотой середины: не боятся выходить из дома, но и не бравируют тем, что вирус будто бы на них не действует из-за благодати, получаемой в храме. По сути, только для них все осталось по-прежнему: пост, молитва и подготовка к светлому празднику Пасхи.
Подробнее на сайте psyo.su