Управление временем и бизнес-планирование
Существует три поколения теории управления временем. Персональное управление развивалось по принципам, схожим для всех сфер человеческой деятельности. После аграрной революции наступила индустриальная, а за ней информационная. С приходом каждой из них происходил новый скачок в развитии человечества. Та же ситуация и в персональном управлении. Каждое новое поколение образуется на базе предыдущего, и каждое приближает человека ко все большим перспективам в управлении собой и своей жизнью.
Первое поколение управления временем характерно использованием памяток и различного вида записок. При втором поколении появились деловые ежедневники и календари. В третьем поколении ужеприсутствует очень значимая идея определения приоритетов, ценностей, и на этой базе определяется относительная значимость каждого дела. Третье поколение делает ударение на чёткой постановке целей – долгосрочных и краткосрочных. Добавляется такое понятие как ежедневное планирование. Но со временем человек понимает, что такое планирование, целью которого является «производительность», таковым не является. Оно мешает развивать гармоничные отношения и наслаждаться в полной мере спонтанными радостями повседневной жизни. И, как итог, люди оставляют попытку организовать свою жизнь в соответствии с методами управления временем, чтобы не заключать свою жизнь в чёткие рамки и жить более наполнено, сохраняя человеческие взаимоотношения. Но на смену третьему сейчас приходит уже четвёртое поколение. Главным его открытием является то, что нужно управлять самим собой, а не временем.
Главный смысл последнего поколения управления временем состоит в эффективном управлении своей жизнью, устремление усилий не только на срочные дела, но и на важные. Рассмотрим принципы, на которых основано четвёртое поколение управления временем.
Согласованность. Это поддержание гармонии между ролями человека и целями, между желаниями и дисциплиной, между планами и приоритетами.
Сбалансированность. Необходимо определить и поддерживать в балансе свои различные роли, чтобы были учтены все сферы жизни – профессиональная сфера, семья, здоровье, саморазвитие.
Фокус на несрочных важных делах. Такая расстановка приоритетов способствует тому, чтобы человек занимался профилактикой кризисов, а не их устранением. В этом может помочь недельное планирование. Оно обеспечит большую содержательность и сбалансированность.
Человеческое измерение. Планы должны служить людям, а не наоборот. В отношении людей нужно стремиться не к производительности, а к эффективности. Не нужно испытывать чувство вины, когда человеческий фактор нарушает какие-либо планы.
Гибкость. План должен быть составлен в соответствии с нуждами и потребностями конкретного человека.
Портативность. Важно иметь свой органайзер всегда под рукой, чтобы всегда была возможность выбрать между какой-то новой возможностью и запланированным делом в соответствии с приоритетами и ценностями.