Развитие речи у ребенка начинается во внутриутробном периоде. Этот период речевого развития можно назвать подготовительным.

За это время у ребенка формируется орган речи:

  • развиваются рот
  • язык
  • щеки и гортань

Кроме того, развивается речевой центр головного мозга малыша, развиваются все нервы и нейронные связи. Находясь в утробе матери, ребенок начинает слышать звуки внешнего мира, у него развивается слух, который также является одним из элементов, отвечающих за правильное развитие речи в будущем.

Примерно с 4 месяцев беременности ребенок начинает реагировать на акустические раздражители и обычно слышит голос матери. На более поздних сроках беременности можно наблюдать реакцию ребенка на звуки, он начинает активно шевелиться в животе.

Когда рождается ребенок, по мере развития он также приобретает способность говорить и общаться с окружающим миром посредством речи. Речь ребенка постепенно развивается в несколько этапов, которые родители могут наблюдать. После рождения малыша начинается время, которое называется период мелодии. Малыш способен издавать звуки в виде криков и плача. Таким образом ребенок проявляет свои эмоции и тренирует речевой аппарат, произнося гласные буквы (А, О).

Следующий этап речевого развития ребенка - воркование. Этот период обычно наступает у младенцев в возрасте от 3 до 6 месяцев. В это время ребенок начинает произносить звуки, которые содержат гласные и согласные буквы.

После периода воркования у нормально развивающегося ребенка следует период лепета. Этот период обычно начинается примерно с 6 месяцев и продолжается до 12 месяцев. За это время ребенок произносит первые слоги, которые он соединяет вместе, но еще не понимает их значения. Обычно первые слоги, которые произносит ребенок, - это «ба-ба», «та-та» и «ма-ма». В течение этого времени, около 9 месяцев, малыш начинает повторять и имитировать разные звуки.

К 12-му месяцу жизни малыш должен уметь с пониманием повторять первые слова. Он знает значение слов «мама», «папа», «баба» и старается их повторять. Годовалый малыш знает больше слов, хотя он все еще не может их произнести; когда его спрашивают о данном предмете, он стремится указать пальцем.

Следующий период в развитии речи ребенка длится с 1 года жизни и до 2х лет ребенка. В это время малыш узнает все гласные и большинство согласных, он начинает объединять их в слова, которые пытается произнести. Иногда дети пытаются составлять простые предложения, например, «дай маме». В этот период дети часто придумывают свои названия для различных предметов, иногда произносят не первый слог слова, а только его последнюю часть.

К 3м годам малыш знает около 1000 слов, говорит более четко и пытается составлять все более длинные предложения разного характера. Ребенок может составить восклицательное, вопросительное и повествовательное предложение. Бывает, что у малыша в это время еще есть склонность смягчать некоторые звуки и переставлять звуки в словах. Однако со временем такие привычки начинают исчезать, и ребенок начинает говорить правильно.

Родителей должно насторожить, если их малыш не реагирует испугом на громкие звуки, например, на хлопок дверью. Кроме того, родителей должно беспокоить, если малыш не лепечет, или если эта стадия развития речи происходит с большой задержкой. В случае с детьми постарше возникает беспокойство, когда ребенок не реагирует на слова родителей.

Если наблюдаются проблемы с развитием речи у ребенка, необходимо обратить к врачу. Если у ребенка нет проблем со слухом, родителей направят к логопеду, который, оценив речь малыша, порекомендует соответствующие упражнения для развития речи.

Бывают ситуации, при которых задержка речевого развития у ребенка связана с неврологическими проблемами, тогда понадобится помощь невролога.

Родителям важно помнить, что для развития речи ребенка необходимо постоянно с ним разговаривать, читать много книг.

Подробнее на сайте psyo.su