Мозговой штурм как способ поиска решений
Любое задание практически всегда допускает большое количество решений. Мозговой штурм поощряет группу людей к формированию большого количества идей. Люди же зачастую боятся критики, подколок коллег и насмешек начальства, боятся рисковать, и поэтому отвергают многие смелые и неизбитые идеи. Но действительно эффективные решения часто сильно отличаются от принятых стандартов. Мозговой штурм позволяет сконцентрироваться на придумывании идей, отделив процесс от критики, снизить действие привычек, что, безусловно, повышает качество и количество генерируемых вариантов решений.
Для мозгового штурма потребуется модератор. Вместо начальника или высшего руководителя на эту роль лучше выбрать нейтрального человека. Это поможет раскрепоститься всем участникам беседы. Задачей ведущего является умение эмоционально подбодрить уставших участников. В его запасе должно быть много разных способов переключить зациклившихся на одной какой-то идее людей. К примеру, он может подбросить неожиданную или провокационную идею.
Обычно выделяют два этапа мозгового штурма:
- Генерация идей. Цель – придумать как можно больше разных предложений. Сформулированные задания раздаются всем участникам обсуждения. На выдвижение идей отводится определенное время, обычно два или три часа. Важно обязательно фиксировать любые поступающие идеи, какими бы безумными или даже ошибочными они не казались. На этом этапе необходимо не допускать никакой критики, вплоть до скептических улыбок. Часто самые яркие решения появляются у участников штурма на следующий после обсуждения день.
- Анализ идей. Цель – среди всех выдвинутых идей отобрать наиболее доступные к их реализации. Каждый вариант нуждается в профессиональной оценке. Но так как любой автор проектов хоть немного будет субъективным, анализ осуществимости решений и возможных рисков лучше доверить тому, кто не участвовал в самом обсуждении. Практика утверждает, что всегда появляются решения, о возможностях которых до мозгового штурма никто из сотрудников не предполагал.
Чем полезен мозговой штурм
Метод не нужен, если у задачи есть только единственно правильное решение. В таком случае специалист обязан обладать знаниями и опытом.
Не стоит с помощью такого обсуждения искать решения комплексных проблем. Лучше проблему разделить на более узкие задачи.
Мозговой штурм необходим, когда поставлена цель – найти небанальное решение достаточно простых вопросов. При обсуждении нестандартных проектов для поиска ответов на сугубо финансовые задачи к участию мозговом штурме стоит, например, привлечь проектных менеджеров. Они могут поделиться ценными идеями, несмотря на то, что не связаны с финансами напрямую, однако, они хорошо разбираются в смысле проекта. Их предложения, с точки зрения финансистов, могут представляться совершенно невозможными, но именно безумные идеи часто приводят к оригинальным ходам.