Общение является главным фактором в развитии человека как личности, помогает адаптироваться в обществе.
Чтобы выжить в этом обществе человеку необходимо общение. В течение жизни человек приобретает определенное количество минимальных навыков ведения диалога, которых бывает мало для нормального общения. Они нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании. Дальше пойдет речь о том, как построить диалог между людьми, который пойдет во благо общающимся людям.
Психология ведения диалога – своеобразная наука, изучающая взаимоотношения людей и трудности, которые возникают при общении. Рассматривает: мастерство проведения переговоров, методы и средства общения.
Чтобы диалог мог принести обоюдную пользу для собеседников, нужны некоторые правила построения диалога.
Основные принципы построения переговоров
1.Смысловое содержание и цель.
Когда человек общается, он часто не задумываются о смысле и цели диалога. Для него оно возникает спонтанно и не организованно, следовательно, не удовлетворяет его интересы и потребности. Хотя многие думают, что понимают суть дела.
Но чаще всего все может выглядеть по-другому. Если человеку предстоит провести деловой диалог, и он тщательно к нему готовится, при конечном результате оно может перейти в бессмысленное времяпрепровождения.
Перед проведением диалога, человек должен подумать о цели и смысле общения.
Причины для общения возникают постоянно, не осознанно. Если люди начинают задумываться о причинах, приводящих к общению, то они уже для них будут понятными. Они есть и у тех, с кем человек строит свой диалог. Эти люди знают, что им нужно от других и стремятся это получить. А их интересы могут быть противоположны интересам собеседника.
Значит, если ведете диалог с кем-либо даже для психологической разрядки, постоянно надо соблюдать бдительность, не давать возможности другому человеку получить информацию о себе. Ее можно использовать против собеседника.
Не давайте возможности людям внушать вредные негативные в вашем понимании мысли. При общении нужно спрашивать себя: « Для чего я веду беседу с этим человеком? Каковы ее цели и как мне себя вести с ним, чтобы была польза?». При общении необходимо проводить два диалога: внутренний и внешний. В противном случае, можете на эмоциональной волне оказаться не там, где бы вам хотелось.
2.Понимание процесса общения.
Чтобы процесс диалога имел смысл, необходимо понимание между общающимися людьми. А понимание достигается, когда люди друг друга не просто слушают, они должны уметь слышать, о чем говорят с ними, анализировать информацию, пытаться понять собеседника. Это значит почувствовать эмоции другого человека, его мысли, чувства, переживания. Возможно, сделать их отчасти своими убеждениями.
Если человек не умеет слушать, то он упустит важное в разговоре, это ведет к неправильному пониманию слов собеседника, к неадекватной ответной реакции. Необходимо показывать обоюдную заинтересованность в интересах и проблемах друг друга.
А если человек говорит о своих проблемах и ему важно будет то, что скажет сам и не слышит других – это односторонний монолог. От такого диалога нет пользы, он может закончиться ссорой и отношения будут испорченны. Поэтому нужно учиться слышать и понимать слова других людей, стараться понять то, о чем они говорят.
Чтобы понять при общении какую цель преследует человек, необходимо чтобы он оказал собеседнику доверие, был открытым. А чтобы этого достичь, говорите ему то, что он ждет услышать. Что хотите слышать от людей, то и сами говорите им.
Людям нравится, когда ими восторгаются, им же поддакивают, хвалят. А критику, указывающую на ошибки, не любят. Иногда нужно говорить людям правду и критиковать их, особенно тогда, когда человеку это жизненно необходимо.
3.Простота в общении
Суть человека в том, что для него на первом месте стоят его интересы. Он уделяет им больше внимания, чем интересам других людей. У всех свои взгляды, интересы, разные мнения. Но, живя среди людей, человеку необходимо интересоваться их проблемами и интересами. Он вынужден рассматривать мир их глазами, так как должен с ними договариваться. Из-за этого нам приходится говорить нашим собеседникам то, благодаря чему нас могли воспринимать. А значит должно появиться понимание.
Человек имеет свой уровень общения, при котором ему находиться комфортно. Выстраивайте диалог с ним на его уровне, в его зоне комфорта.
Давайте понять людям, что интересуетесь ими, разделяете их взгляды. А в ответ на такой настрой человек будет отвечать доверием.
Будьте проще в общении с людьми. Это принесет легкость в проведении диалога, дает возможность лучше его понять. Простота общения – важная составляющая диалога. Она есть средство для пропаганды и гипноза при правильном ее применении.
Простое поведение человека во время диалога, доброжелательное и честное, помогает найти точки соприкосновения с собеседником, приводит к обоюдному пониманию.
Общение – труд, игра ума и слов.
Именно психология построения диалога учит человека правилам этой игры. Учитесь правильному общению, будьте успешны и счастливы.
Подробнее на сайте psyo.su