Смущение, стыд, вина и унижение — все это подразумевает существование систем ценностей. В то время как стыд и вина — это результат самооценки, смущение и унижение — то результат оценки со стороны одного или многих людей, даже если только в мыслях или воображении.
Отличие заключается в том, что смущение человек сам навлекает на себя, а унижение — это нечто, что навлекают на людей другие.
Латинский корень слова унижение — это гумус, что означает земля или грязь. Это влечет за собой потерю чести и достоинства, а вместе с тем и утрату статуса и положения. Когда человек испытывает смущение, притязания на статус не подрываются, а если и подрываются, то легко восстанавливаются. Но когда человека унижают, самооценку будет сложно восстановить и он останется ошеломленным и безмолвным надолго.
Унижение не обязательно сопровождается стыдом. Иисус был распят и тем самым унижен, но он, конечно же, не чувствовал никакого стыда. Высоко защищенные люди, уверенные в своей правоте, редко испытывают стыд за свое унижение.
По сей день унижение остается формой наказания, оскорбления и угнетения. И наоборот, страх унижения является сильным сдерживающим фактором против преступности. История изобрела множество форм унизительных наказаний толпы. Последнее зарегистрированное использование в Англии позорного столба датируется 1830 годом, а запасов - 1872 годом. Позорные столбы и колодки обездвиживали жертв в неудобном и унизительном положении, в то время как люди собирались, чтобы издеваться и мучить их. Деготь и перья, используемые в феодальной Европе и ее колониях в ранний современный период, включали в себя покрытие жертв горячей смолой и перьями, прежде чем выставить на телегу или деревянную рельсу.
Ритуальное унижение в традиционных обществах служит для соблюдения социального порядка или, как в случае с ритуалами дедовщины, для подчеркивания того, что группа имеет приоритет над отдельными членами. В племенных обществах проводятся сложные обряды инициации, призванные ослабить угрозу, которую представляют здоровые и плодовитые молодые люди для мужской геронтократии. Эти ритуалы иногда включают в себя болезненное и кровавое обрезание и полную кастрацию.
В иерархических обществах элиты идут на все, чтобы защитить и поддержать репутацию и положение, в то время как низшие порядки подчиняются предписанным степеням унижения. По мере того как общество становится эгалитарным, такое официально признанное унижение вызывает негодование и сопротивление, что может привести к вспышкам насилия и даже к откровенной революции.
Унижение не всегда подразумевает акт агрессии или принуждения. Люди легко могут быть унижены с помощью пассивных средств, таких как игнорирование, принятие как должное или отказ в праве или привилегии. Также могут быть унижены тем, что их отвергают, бросают, оскорбляют, предают или используют в качестве средства достижения цели.
Эммануил Кант прекрасно доказывал, что в силу свободной воли люди являются не средствами к достижению цели, а самоцелью, обладающей моральным измерением, которое наделяет их достоинством и правом на этическое обращение. Унижать людей, то есть относиться к ним как к чему-то меньшему, чем самоцель, значит отказывать им в самой их человечности.
Когда человека унижают в течение месяцев, а иногда и лет, он может реагировать гневом, фантазиями о мести, садизме, преступлениях или терроризме. Также можно получить травму, приводящую к страху и тревоге, воспоминаниям, ночным кошмарам, бессоннице, подозрительности и паранойе, социальной изоляции, апатии, депрессии и суицидальным мыслям.
Унижение подрывает способность жертв защищать себя от агрессора или агрессоров. Гнев, насилие и месть — это неэффективные реакции на унижение, потому что они ничего не делают, чтобы обратить вспять или исправить нанесенный ущерб.
Жертвы унижения должны найти в себе силы и самоуважение, чтобы смириться с унижением.
Подробнее на сайте psyo.su