Асфальтовый каток
Современный процесс асфальтоукладки невозможно представить без катков - специальных машин для утрамбовывания асфальта. Главной отличительной чертой асфальтового катка от другого вида техники является стальной цилиндр, установленный на месте колес, который своим весом утрамбовывает горячий асфальт. Валец, который непосредственно принимает вращение от двигателя, называется ведущим, а который служит для управления катком - ведомым.
По типу металлических вальцов катки можно поделить на кулачковые, гладкие, пневмоколесные и решетчатые. Вальцы с гладкой бочкой представляют собой стальной цилиндр, утрамбовывающий асфальт своей массой. Они используются довольно часто, так как на выходе получается ровное асфальтовое полотно. Для работы на мягком грунте используются катки с кулачковыми вальцами, а решетчатые часто используют для прессования грунта, так как крупные фракции земли дробятся, тем самым увеличивая их плотность.
У пневмаколесных катков вальцы состоят из набора колес, которые поделены на промежутки и, чаще всего, колеи передних и задних колес не пересекаются из-за их несоостности. Если передний и задний валец катка различен (например, передний гладкий, а задний любой другой), то их называют комбинированными. Для лучшей прессовки асфальта или грунта катки могут быть вибрационными. В них один из стальных цилиндров совершает колебательные действия, тем самым улучшает уплотнение и уменьшает количество проходов катка. Катки по весу можно разделить на ручные (до 1 тонны) и сверхтяжелые (свыше 16 тонн).